"Carrie White eats shit" (c)
В общем, сегодня ОНО наконец-то свершилось. Бесконечные месяцы ожидания закончились, и я увидела долгожданную премьеру кена под выбешивающим меня названием
"Телекинез". Впрочем, как ты это дело ни назови заради успешного проката в Роиссе, все равно это не что иное, как
«Кэрри». Старая добрая Кэрри, которая ест дерьмо и горит в аду.
Когда-то давно, в середине семидесятых, сам господин
Брайан Де Пальма взялся за экранизацию первого опубликованного романа нашего замечательного Кингуши (как ласково называет любимого писателя моя славная подруга Тарья Капут
). Та экранизация, по моему скромному мнению, вышла отменнейшей. В основном, благодаря великолепному дуэту
Сисси Спейсек (Кэрри) и
Пайпер Лори (Маргарет). Засветился в том знаковом фильме и милашка
Джон Траволта, сыгравший весельчака, затейника и раздолбая Билли Нолана.
Теперь же, более 30 лет спустя, за увособление на телеэкране эпичного пипца Ювинской средней школы и маленького городка Чемберлен взялись новые люди. Современные люди. И вот что из этого получилось.
Честно говоря, читая в Интернете фразу «
по мотивам романа Стивена Кинга «Кэрри» применительно к долгожданной премьере, я не могла удержаться от некоторого скепсиса: я уже видела один такой фильм «по мотивам», и называется он «Под Куполом». Его я, кстати, так и ниасилила, не досмотрев каких-то 2.5 серии. И все потому, что очень уж сильно отступили экранизаторы от канвы романа, очень уж много переврали, переделали, выдумали, переиначили. А я этого страсть как не люблю. И вообще, я чертовски придирчива к фильмам по Кингуше. Так что мои предпремьерные опасения имели вполне обоснованную почву.
Но все решила
Джулианна Мур. Увидеть одну из моих любимых актрис в роли одного из моих любимых литературных персонажей – полоумной религиозной фанатички Маргарет Уайт – это был мощнейший стимул нестисть на премьеру в первые же ее дни. И я не ошиблась: Мур по-любому решает. Удивительно, но ей одинаково удачно удалось воплотить и ту же Клариссу Старлинг, и Лору Браун из «Часов», и испытывающую кризис среднего возраста гинекологшу из волнующей «Хлои», и наконец – эту самую безумную мамашу Кэрри, расхаживающую по недрам мрачного темного дома со здоровенным кухонным ножом.
Однако и без Мур экранизация вышла хорошей. Не шедевральной (да и как тому быть после установленной Де Пальмой на еланаисинбаевскю высоту планкой?), но годной. И годнота эта определяется как раз весьма бережным отношением и к самому первоисточнику, и к классической депальмовской экранизации одновременно. Ничего не переврали, все реплики персонажей (
"Я вижу твои мерзкие подушки!" - "Это грудь, мама, и она есть у каждой женщины" ), все их действия – все это шло по Стивену и по Брайану. И это очень понравилось. Впрочем, еще в начале фильма, увидев в титрах имя сценариста
Лоуренса Коэна (который работал с экранизациями книг Кингуши и ранее), я уже заочно пришла в уверенность в том, что все будет канонiчно по первосточнику.
Конечно, фильм осовременили. Перенесли действие из середины 70-х в наши дни. Поэтому девчонки, ржа над в первый раз менструирующей Кэрри и бросая в нее тампоны в школьном душе, попутно снимали это дело на мобилу, дабы с понтом выложить на ютуб. Все как в наши дни. Хотя жестокость человека к человеку во все времена, по сути, одинакова, однако в наше время модные девайсы открывают дополнительные возможности для делания, как сказала бы Глаша Кобля, ХАДОСТЕЙ.
В принципе, понравлись подбор актеров и их игра. Некая не особо известная мне актриса
Хлоя Моретц, сыгравшая Кэрри, вполне недурно справилась с задачей. Неуверенная в себе, затюканная, вся такая стремная дурнушка с непромытой головой (кого-то мне это напоминает, не?
), которую вполне несложно, помыв и приодев, превратить в нормального человека. Конечно, ей не хватает харизмы Спейсек, ну так Спейсек только одна, и свою Кэрри она уже давно сыграла.
Остальные ребята, директор, физручка Дежардин (над которой сценаристы сжалились, в отличие от депальмовских, и оставили в живых) – все вполне неплохо. Все на своих местах.
Крис Харгенссен – главная отрицательная персонажиха – в этой экранизации, пожалуй, мне понравилась даже больше, чем в классической (а там, если мне не изменяет память, ее сыграла актриса, игравшая также напарницу Робокопа
).
Томми Росс – тупорыленький, но довольно добрый спортсмен, отдаленно напоминающий футболиста "Локо" – мужа Ольги Бузовой. Физручка – ничего особенного. Добрая и адекватная тетка, способная и на жесткость, и на сострадание. Не лучше и не хуже, чем в классической экранизации, как по мне.
Но вот
мама Кэрри… Я даже не знаю, кто мне больше нравится в этой роли – Пайпер Лори или все-таки Джулианна. Обе по-своему хороши, потому что немного по-разному подошли к решению поставленной задачи. Пайпер Лори – наверное, более жуткая Маргарет. Потому что она показана «холодной, злой женщиной» (с), не знающей особой любви и жалости к дочери. В фильме Де Пальмы мама Кэрри почти всегда невозмутима, холодно-красива, жестока и безэмоциональна. Джулианна – это своего рода «шароноверсия». Эмоциональная женщина, в которой смешивается странная, искаженная любовь к дочери-«ведьме» и фанатичная жестокость к ней же. И эти жуткие перепады настроения. И эта обманчивая успокаивающая ласка, резко сменяющаяся неожиданным и крайне жестоким ударом библией в табло или ножом под ребра. И эта страсть к самоистязаниям, самонаказанию через причинение себе физических увечий, кровопуксканиям, так харакретным для другой знаменитой героини Кинга – Энни Уилкс. Героиня Пайпер Лори получилась в свое время куда более сдержанной и строгой, но оттого и в чем-то более жуткой. Но и Джулианну упрекнуть не в чем. Она потрясающе справилась, на мой взгляд, с не самой простой ролью.
Ну и еще одно важное отличие новой кэрриверсии от старой – это
упор на зрелищность. Добавили современных эффектов хоррора, и, если честно, когда начался ад и израиль во время школьного бала в исполнении Кэрриного телекинеза, я ловила себя на том, что все это начинает напоминать приснопамятные «Пункты назначения» - так уж изобретательно и разнообразно умирают от Кэрриной сверхъестественной силы ее обидчики. И этот процесс при этом какбэ смакуеца.
Но для меня это не минус. Понятно, что зрителя нужно было чем-то удивить. Иначе какой смысл снимать очередную экранизацию книги, прочитанной за годы ее существования миллионами людей? Одно из двух: нужно было либо вносить коррективы в сам сюжет, либо добавлять зрелищности и визуальных эффектов. К счастью, создатели фильма предпочли второе, чему я очень рада.
В общем, подводя итог, могу смело рекомендовать фильм к просмотру как любителям Кинга в целом и романа «Кэрри» в частности, так и просто ценителям хорошего кино с динамичным сюжетом и неплохой картинкой. Ну и конечно же – поклонникам персонально таланта блистательной Джулианны Мур.
Спасибо
Соне Боннэр-Хардт за клевую компанию во время просмотра, за ржач и забавные комментарии по ходу сеанса, а кинотеатру в Атриуме на Курской – за уютные кресла и хороший экран.
Обязательно попырю фильм еще раз. Вернее, даже не раз.