Люди конечно тупеют в последнее время. Но я бы не сказал что это так уж страшно. В моём кругу общения люди примерно одного со мной возраста и вполне культурные, интеллигентные, начитанные и способные мыслить глубоко. С другой стороны среди своих ровесников я часто могу наблюдать дремучий долбо%№бизм, полное бескультурие и быдловатость... я уже не говорю о гопниках которых могила исправит.
Степень общей культуры и умственного развития определяется многим. Врождённые способности мне кажется тут имеют удельный вес процентов так на 25-30 например. Ещё процентов 40 воспитание. Остальное- образование и личное самосовершенствование. Вот последнее появляется только при грамотном сложении предидущих факторов.
Вобще роль воспитания заключается в том чтобы привить человеку базовое понимание мира (в рамках его способностей) и самое главное- желание к совершенствованию. Образование даёт базу для этого совершенствования и дополнительный опыт для понимания мира (этот опыт в прочем копится всю жизнь так что его можно и не упоминать).
Причём врождённые способности мне кажется у нас традиционно недооцениваются и неправильно используются в системе образования.
О системе образования надо заводить отдельный топик вобще. Кажется и был такой когда-то. Здесь же достаточно будет сказать что качество и доступность образования в последние 17 лет сильно упали и продолжают падать и это оказывает своё влияние на тупость народную, хотя и далеко по моему мнению не решающее.
Решающее влияние на общий уровень культуры и интеллектуального развития оказала и оказывает до сих пор пресловутая переоценка ценностей случившаяся после развала СССР. Те кто пошли в школу в 90е оказались подопытными кроликами. Родители ещё воспитывали их в советском союзе по старым "правилам" по привычке и по аналогии с собственным воспитанием, но в школу они пришли уже в новую и в 91м году они включили новый телевизор. А там была совсем другая система ценностей. Выйдя из семьи в общество они подверглись уже совсем другому образованию. Степень культурности и развития их мне кажется определилась тем насколько их образование и социальное поле в которое они попали ещё оставалось традиционным. Там где все советские институты (в широком смысле слова а не в смысле вуза) были разрушены до основания мы сегодня имеем толпы гопников и быдла с культурой и интеллектом на уровне основных инстинктов. В больших городах, где школа и вузы всётаки ещё сохраняли советский дух уровень культуры выше потому что система ценностей хоть и пошатнулась но не рухнула в головах у молодёжи.
Культ шмотья, зелени, красивой жизни и наживы любой ценой дорого обошёлся и дорого ещё обойдётся России.
Сейчас новые буржуазные ценности приобрели более мягкий характер, приспособились и притёрлись к старым и общий переход проходит ровнее. Исчезает бесплатное образование, исчезает школа которая учит и появляется школа которая преподаёт. Среди новой молодёжи уже не так много быдла и откровенной гопоты. Но зато в столицах появились такие чисто западные штучки как карьеризм, восприятие самого себя как товара который надо выгодно продать, восприятие знаний и умений как товар за который ты платишь в учебном заведении и который потом продаёшь работодателю.
Появляется клише офисного планктона. Появляется Шнур с его "менеджером среднего звена"
.
Но и эта новая формация не способствует культуре. Культура материальная пришла к нам. Но культуры духовной по прежнему нет.
Чтобы заново прийти к культуре духовной обществу потребуется идти всю дорогу новым путём принятым им. Ведёт ли этот путь куда надо сказать невозмножно. Глядя на запад нельзя дать однозначного ответа получилось ли у них.
Хочется отдельно отметить одну особенность развития культуры и интеллекта в обществе западной модели. Мы наблюдаем в этом обществе (и в нашем и в европейском, не говоря уже об американском в котором это доведено до крайности) высокое стремление к элитарности среди интеллектуально и культурно развитых людей. Например в америке это почти узаконено. Дети элиты там даже в школах обучаются по другим программам. Намечается отчётливое деление на тех кто будет управлять и на остальных которыми будут управлять. Источники культуры и мысли делаются неоправданно недоступными для масс (я уже не говорю об их пропаганде которой в таком обществе в принципе не может быть). Ярко выражена система двойных стандартов.
И в рамках такого подхода мне лично наплевать на отупление молодёжи. У меня нет возможности им помочь. Остаётся только от них изолироваться.
ВЫВОД:
Это всё- последствия превращения культуры и интеллекта в товар а их носителей в участников конкурентной борьбы. К чему это приведёт я не знаю и мне лично уже наплевать, а тем на кого это ещё может повлиять не хватит мозгов над этим задуматься.