Ни, Миц, девчонки, я всё-таки сделала это!!! %)
Мир Средиземья в кинопересказе Питера Джексона
[пафосный псто от Сакраменти]
Сын Толкина не признает экранизаций произведений своего отца, выбрав вариант «отвернуться и не смотреть» и мотивируя его тем, что фильмы по истории «Властелина колец»- коммерческие боевики, извращающие представления о книгах и заложенной в них философии. Видимо, рост продаж книг и тот факт, что никто не ставит знак равенства между вселенными Толкина и Джексона-по-мотивам-Толкина, его не волнует. Если честно, я и сама противник экранизаций, и фильмов, что сравнялись или превзошли оригинал, знаю крайне мало. Однако для меня кинотрилогия ВК и «Хоббит» стали проводниками, окном в мир, доселе запаянный. Я пробовала читать и сказку, и романы, но не получилось. Тонкости перевода имеют значение, но важнее то, что этот мир будто не впускал меня внутрь, был чуждым, хотя вызывал спокойный интерес и уважение.
Всё началось с коллективного похода на «Хоббит». Современной киноиндустрией я почти не увлекаюсь, о выходе фильма узнала как всегда через друзей, а пошла скорее за компанию, нежели из личного интереса, да и откуда бы он взялся: когда фильмы трилогии ВК были новинками, я пыталась их смотреть, но не осилила. В результате в кинотеатре со мной произошло примерно то же самое, что с Бильбо Бэггинсом: внутренне давно отказавшись от желания искренне вникать, я внезапно ощутила себя бегущей вслед за Гэндальфом и его друзьями... Одни виды Шира решили всё за меня, очаровав душу теплом, совпавшим с глубокой мечтой. Это потом уже я прочитала, что никаких сознательных аллюзий на Вторую мировую Толкин не делал, желая просто создать сказочный мир, нередко он намеренно использовал литературный прием «deus ex machina» - спасение в безвыходных ситуациях, например, как в сцене с горящими деревьями и спасителями-орлами. Всё это штрихи одной большой отдушины, и Шир рассказал мне об этом скорее, чем Википедия. Нет удивительного в том, как сильно многие любят мир Средиземья.
Что сказать о фильме? В нем есть все, что должно быть в хорошей истории: ненавязчивая мораль, сильный осевой сюжет, по которому ничто не размазывается, дружба, веселье, исключительная непосредственность и достоверность каждого героя и тайно волнующая каждого возможность помечтать, а кем бы в этом мире был он и какой расы, где бы жил, с кем общался и за что боролся. Что до меня, то по духу ближе всего бесшабашные, прямолинейные и немного неуклюжие гномы. В сущности, именно они вытянули, выпестовали и раскрыли мой интерес к истории. Первоначально остальные положительные расы показались несимпатичными: пафосные эльфы, холодные, как лягушки; несколько инертные хоббиты, занятые домашним комфортом и ничем более; их прелесть я раскрыла уже в ВК. В самое яблочко попали образ Гэндальфа и Торина. Торин просто чумовой мужик, красивый, волевой и разумный (даже его первоначальные сомнения в Бильбо – просто следствие трезвости рассудка в критических обстоятельствах), а Гэндальф очень быстро приобрел статус одного из ключевых архетипов моего внутреннего мира (таких особых персонажей-архетипов очень мало, сейчас на ум приходит только Сюзанна Дин из «Тёмной Башни» Кинга, моя идеальная женщина). Выделю также несравненно отвратительного, но по-странному обаятельного Голлума, которому, несмотря на перманентное желание задушить засранца, невольно и очень сильно сочувствуешь, чудаковатого симпатягу Радагаста с его любовью к животным и гигантскими кроликами в роли супердвигателя санок, а также придурочных троллей, один из которых варил супец с соплями и так душевно «высморкал» беднягу Бильбо, что я пожалела, что нахожусь в общественном заведении, иначе бы хохотала несколько минут. Жалко было наблюдать их бесславный конец: в их жестокости было больше по-детски наивной глупости, чем подлости и расчета.
Что касается главного героя, хоббита Бильбо Бэггинса, оказавшегося втянутым в невероятную гущу батальных событий, то его психология мне более всего понятна и близка. История повествует о его внутреннем росте, переоценке ценностей и раскрытии ранее незнакомых потенциалов: в сущности, Бильбо открывает себя заново и из непримечательного жителя становится одним из важных кусочков глобальной мозаики, осознает свою роль, обретает цель и учится поступать верно и мудро, а не по принципу наименьшего сопротивления комфорту…
В довершение могу сказать еще две вещи: первая – хорошо, что будет еще и еще продолжение, и вторая – фильм мало того, что достоверный, душевный, масштабный, юморной и прочее, но и очень красивый. Такие фильмы я оцениваю лучше дома в кресле с чайком и с тем уровнем звука, который хочу я, а не глушняк-ориентированные служители кинотеатра, потому предвкушаю немало приятных минут за вторым и последующими просмотрами. Да, ребята. Вот это – кино!
Про трилогию ВК могу говорить так же долго. По атмосфере эти фильмы значительно отличаются от «Хоббита», как и должны: сказка-предисловие и эпическое жизненное полотно каждое экранизированы именно в том процентном содержании теплоты, юмора, военных сцен и вдумчивости диалогов, в котором необходимо. В то же время ничто не отделяет истории друг от друга, они суть одно целое. ВК повзрослее и поразмереннее, здесь история с каждым кадром набирает обороты и сводится к великой битве за свободу от рабства, глупости и алчности. Удивителен этот простой, но такой всеобъемлющий символ кольца, золотого кольца, а не кусочка дерева или абстрактного артефакта. Блеск золота пленяет тех, кто падок на материальные ценности и склонен упускать самое главное: в жизни стоит ценить не это. Богатство и мировое господство могут сделать тебя могущественным и заставить других перед тобой трепетать, но сила властелина не в том, чтобы подчинять других, держа на поводке их потребности, а в том, чтобы народ добровольно пошел за тобой как за носителем правды. В нашем переводе Голлум сладострастно шипит «Моя прелес-с-сть», но в оригинале значение слова «precious» шире, оно несет больший материальный акцент, что-то между «прелестью» и «драгоценностью». Символ денег, символ власти, иллюзорный ключ к завоеванию мира, способный лишь привести к безумию и разрушить остатки доброго в душе. Эта история носит яркий христианский подтекст, о чем рассказывал и сам Толкин.
Теперь мне стали симпатичны и сдержанные эльфы, и домовитые хоббиты – каждая из мирных рас имеет свои сильные стороны и обладает собственной мудростью и уникальными умениями, которые на деле дают взаимовыручку. Хотя и конкуренция между расами бывает, бывает и весьма острой, но при хорошем раскладе смягчается добродушными подколками, которые только помогают двигаться дальше. Долго бы продержались эльф Леголас и гном Гимли без регулярных «счетов» между собою и шутливых придирок? У всех здесь своя особая дружба.
Многим в плане дружеских отношений особенно нравятся Мерри и Пиппин, двоюродные братья и неумолимые затейники. Всегда вместе, понимают друг друга с полуслова, и если рядом с одним нет другого, это кажется почти неправильным. Да, они действительно очень милы (особенно почему-то понравился Пиппин), но не их история показалась мне идеалом дружбы. Таковым для меня стали сложные, зачастую болезненные, но слишком много, чтобы этого не замечать, значащие отношения между Сэмом и Фродо.
Поначалу персонаж Фродо показался наигранным и пустым. Раздражали запуганный синий взгляд, смесь пассивности с резкостью, но я просто не понимала, кого перед собой вижу. Только потом до меня дошло, насколько это правильно. Я слышала, что толкиновский Фродо совсем другой, но с тем Фродо я не знакома. Что касается киноперсонажа, то он очень хорошо передает влияние кольца, которое хоббит не может пресечь и которому порой поддается, но все-таки тянет эту ношу. О каком ярком характере здесь может идти речь? Всю яркость своей души маленький слабый хоббит отдал взамен на возможность сдерживать разлагающее влияние кольца. Фродо будто измельчал, побледнел, стал похожим на призрака, но сохранил верность Цели – донести кольцо всеми силами. Он сам сделал этот выбор и верно следовал ему, хотя и сломался в самый ответственный момент, но, к счастью, он никогда не был один: кроткий и преданный Сэм стал ниточкой, связующей Фродо с внешним миром, ниточкой, без которой ничего бы не получилось. Наедине с кольцом да в вотчине Саурона Фродо бы не справился сам: он прошел весь путь, чтобы отдать кольцу последнее, что осталось от его души. Почти весь фильм видишь Фродо, но на самом деле наблюдаешь удивительную и жуткую спайку «Фродо-кольцо». Поэтому единственные моменты, когда мы можем увидеть его личность – это события строго до и после появления кольца у него в руках. Мне, например, очень нравятся моменты, когда в начале фильма Фродо едет по лесу в повозке с Гэндальфом, а потом волшебник как бы невзначай делает фейерверк для детишек, и сцена перед финалом, когда Фродо, снова в повозке, беседует с престарелым Бильбо, кряхтящим о том, что неплохо было бы подержать колечко, что у него когда-то было…
Что касается Сэма, он был добрым ангелом Фродо, формально – ассистентом, фактически – жизненной силой и разумом, которых во время путешествия у Фродо не было. Никто не заставлял Сэма жертвовать собой, но он обещал Гэндальфу присматривать за другом и даже не задумывался, идти ему или нет, он просто исполнял свой долг. В определенном смысле Сэм – самый прекрасный персонаж этой истории, настоящий друг, чуждый гордости и обидам. Фродо всегда считал свое мнение более высоким и, замороченный Голлумом, отверг товарища ближе к концу пути, но у Сэма не было и проблеска задетого самолюбия или безнадежности отвергнутых чувств: он просто пошел следом. Конечно, потом Фродо понял всё, но, думаю, Сэму просто поступать по-доброму было важнее, чем обязательно знать, что его друг наконец признал эту доброту и поблагодарил за нее.
Много здесь других ярких, вызывающих симпатию персонажей, хотя они уже из вышестоящих кругов: великолепный образчик мужества Арагорн, наследник людского рода; поддавшийся кольцу, но заплативший этот долг своей смертью Боромир, его младший брат Фарамир, Теоден, Эомер и его смелая сестра Эовин (единственный женский персонаж всех фильмов, который мне понравился, остальные ключевые женщины вызвали необъяснимое неприятие каждая, что Галадриэль, что возлюбленная Арагорна, Арвен). Единственное, что смутило в Эовин – это быстрота, с которой она переключилась с влюбленности в уже имеющего даму сердца Арагорна на брак с Фарамиром – ох уж эти женщины!
А вообще не представляется возможным вкратце упомянуть всех. Ведь и отец Арвен, Элронд, очень достойный персонаж, и еще многие… А энты, ребята, энты! Древние деревья, способные оживать, ходить и беседовать долго-долго, не суетясь, ведь в неисчислимо старом дремучем лесу совсем другие мерки времени… А стервец Саруман, продавший душу Саурону - какой острый ум погиб столь легко и нелепо! И, конечно, орки, множество злобных, тупых, уродливых и голодных до крови орков, которых нельзя не упомянуть для равновесия. Когда Фродо с Сэмом прятались от их войска в орочьих латах, эта темная братия хорошо показала несносность и безнадежность своего характера.
Но хорошо все, что хорошо кончается. Мир спасен ценой самоотверженности и веры боровшихся за справедливость рас, и все наконец могут вернуться домой… Домой. Хоббиты возвращались в Шир чуть больше года. Сэм будто в награду за все выпавшие на его долю тяготы женился на девушке, к которой раньше боялся подойти (испытания закаляют характер даже робких хоббитов!) и воспитывал детей, Мерри и Пиппин продолжили счастливо балагурить, а Фродо заботился о своем дядюшке Бильбо, не переставая беспокоиться о незаживающей ране, которую нанес ему мечом один из служителей-призраков Саурона еще в начале похода. В конце концов Гэндальф забирает с собой в далекие эльфийские края дряхлого Бэггинса и все еще болеющего Фродо, одного – доживать краткий остаток века в красоте и созерцательной безмятежности, а другого – навстречу лечению или тихому уходу? Свою роль Фродо, как и Бильбо, давно отыграл, но собственной жизнью так и не обзавелся. Надеюсь, в том далеком краю с ним произошло что-то очень хорошее – такое, в чем не мог бы помочь ему даже верный Сэм. Надеюсь потому, что знаю: Гэндальф веников не вяжет!
Написав вышерасположенное словоблудие и осознав, какой длины оно получилось и как ничтожно оно по сравнению с тем, что располагается в голове, я понимаю, что киноэпопея по Толкину - одно из лучших произведений современной массовой культуры, что со мной приключались. Время пройдет, и, может, однажды я раскрою первую страницу «Хоббита» и унесусь мыслями далеко-далеко, туда, где меня не достанет ничто мелкое, незначительное, но подтачивающее мое настроение. А если даже не раскрою, часть меня все равно осталась жить в Средиземье.
Последний раз редактировалось: Sacramenti (1 фев 2013, 22:56); всего редактировалось: 1 раз