Щаз простите меня, пожалуйста, но я не буду ничего таить – ну не могу я писать о своих впечатлениях в стиле “сами знаете кто пошел сами понимаете куда за вот тем вот…”. Какие уж тут спойлеры – наверняка ведь книгу все читали, и вряд ли что-то в фильме кого-то очень сильно удивит, все в рамках оригинального произведения. Так что давайте просто те, кто не хотят что-то знать, не будут читать мой трижды истеричный рассказ.
В общем, неделя у меня была полна радостных событий – и “Танец с драконами” Джорджа Мартина вышел (и лежит нетронутым, ждет, пока Кайлих соизволит предыдущие части перечитать), и последний “Гарри Поттер” подоспел. Так что с утра пораньше я нацепила свой рэйвенклоуский сине-бронзовый шарфик (в котором чуть не сварилась, но не важно
) и пошла в кинотеатр. На сеансе были сплошь маленькие шведята, чему я искренне порадовалась – дети ведут себя очень тихо, и при них, к тому же, мне не стыдно рыдать, а рыдать я готовилась.
Начались вторые
“Дары смерти” довольно минорно – как и было положено после прошлой части, как бы подводя итог ей и потихоньку переходя в русло последней главы “Поттерианы”. Пока все было спокойно, и я даже успела порадоваться тому, что Флёр наконец-то показали с распущенными волосами, ибо я все никак не могла взять в толк, почему вейла, без конца мотающая ими в книгах, в фильме ходит с хвостами. В общем,
Клеменс плюсик за внешний вид, она была очень мила и прелестна.
Эпизоды в банке я себе проспойлерила заранее за счет интервью
Хелены Бонем-Картер, но все равно было забавно наблюдать за тем, как она всячески подражает повадкам Эммы Уотсон – по-моему, у нее здорово вышло. И вообще, в этих моментах Бэлла даже на человека похожа.
Полет дракона неожиданно напомнил мне эпизод из третьей части, из “Узника Азкабана”, когда Гарри летал на Клювокрыле – ассоциация номер один, которая вызвала улыбку; приятно чувствовать это волшебное дэжавю. Понемногу раскрывается линия Дамблдора, вызывающая какое-то странное чувство смятения; и, наконец,
Хогвартс. Я тут недавно писала о своих плохих предчувствиях, мне казалось, что подзавалят эту линию Отряда Дамблдора, но, как оказалось, приятно ошибиться. Во-первых, встреча ребят в комнате, когда из-за спинищи Нэвила появляется Гарри – первый, кто вскочил и обрадовался –
Симус. Тот самый, который долго не верил Поттеру и обвинял его во лжи в пятой части, а теперь он всем сердцем с ним. Потом Гарри обнимается с
Чжоу, с которой они поссорились в той же пятой части, и после этого даже не разговаривали, а теперь все в миг забыто. Потому что Гарри со всей этой беготней по британским лесам забыл о своем отряде, собранном не вокруг Дамблдора, а вокруг него, а ребята помнили и ждали его, забыв обо всех обидах, разногласиях и спорах.
И когда Темный лорд велит выдать ему Поттера, его защищают не всей толпой, а яркими единицами, потому что нужен эффект с четким акцентом. На стороне Гарри оказываются Рон, Гермиона, Джинни и Нэвил из
Гриффиндора, Чжоу и Луна из
Рэйвенклоу, мальчик из
Хаффлпафа (забыла, как его зовут) – это опять возвращает к “Ордену Феникса” – к тому финальному эпизоду, когда Гарри говорит, что у Волдеморта никогда не будет таких друзей. И это правда, потому что создатели фильма не забыли показать и всю ничтожность Пожирателей. Жалкие либезеи и трусы, стоящие за спиной Темного лорда, которого они просто боятся; даже сумасшедшая и влюбленная Бэллатрикс боится его разочаровать и пресмыкается – они не друзья, не соратники, не братья.
Сцена в зале после побега Снейпа – первый момент в череде, на котором я начала хвалить себя за то, что не красила глаза. Профессор
МакГоннагал, Минерва, великолепная Мэгги Смит, по которой я так скучала при просмотре прошлого фильма, встает на защиту Гарри, на защиту всех учеников и всей школы; слизеринцев уводят прочь, а остальные ученики остаются сражаться, кто с жутким страхом, а кто с каким-то предвкушением, после занятий в Отряде Дамблдора.
Луна. Замечательный момент с ней, когда она бежит за Поттером по лестнице, и этим своим тоненьким голоском кричит “ты меня выслушаешь!” (не знаю, как переведут – я, ясное дело, оригинальную звуковую дорожку слышала, ибо милые шведы не заморачиваются над дубляжом). Здесь еще один жирный плюсик – за очаровательную Луну, за Чжоу, которой дали сказать аж несколько предложений, за Серую Даму; словом за то, что фокус наконец-то пал на сине-бронзовый факультет
Рэйвенклоу. Елена Рэйвенклоу очень понравилась – красавица просто.
Рон и Гермиона. Сказать, что ждала этого момента – ничего не сказать. В общем, учитывая то, что пара Поттера мне не нравится, Рон и Герм были фактически моей единственной радостью, и их короткие, но отлично снятые приключения в Тайной комнате (привет, второй фильм
), были бальзамом на больное сердце шиппера. Поцелуй красивый (хотя хотелось закричать на оператора, который увел куда-то камеру), химия у Гринта и Уотсон хлещет с экрана, в отличие от Рэдклифа и Райт. Дэн еще нормально, а вот Бонни что-то совсем слабенько. Тут, видимо, сыграло свою роль то, что с детишками всегда сложно, потому что никогда не знаешь, что из них вырастет. Вот Гринта и Фэлтона явно брали как смешного рыжего и противного блондинчика, а в итоге какие интересные парни получились. С Райт же все наоборот – в детстве ничего такая, а потом… не знаю, мне бы все-таки хотелось видеть на месте пары Поттера кого-то, если не симпатичнее, то хотя бы выразительнее.
Эпизод в
Выручай-комнате – блеск (и, кстати, опять отсылка ко второму фильму в виде пикси, которые теребили портрет Локхарта). И посмеяться можно, когда Рон понесся с криками “это моя девушка!”, и посочувствовать… А еще один важный момент, когда Поттер несколько раз упорно летает вокруг Драко, чтобы вытащить его – фокус на Слизерин, и становится понятно, что ученики этого факультета не плохие, потому что плохие, а просто либо такие же несчастные, как Снейп, либо запуганные, как Малфои. Они не плохие, они несчастные.
Северус Снейп. Один из моих любимейших персонажей, один из моих любимейших актеров. Я даже не могу писать о нем. Все, я думаю, всё прекрасно понимают. Я просто в этот момент забила на все, подтянула колени к лицу и рыдала, так, как, наверное, еще не рыдала ни над одним фильмом. Мне было физически больно, когда его била Нагайна, а потом так до одури жалко, когда Гарри “посмотрел на него”. Как и Сириус Блэк, он всю жизнь был вынужден скрываться, только один скрывался от закона, который был несправедлив, а Снейп скрывал то, кем он был на самом деле, жил в клетке якобы Пожирателя, а на самом деле – был главным защитником Гарри. И здесь опять вспомнился момент из “Узника Азкабана”, когда Северус закрыл троицу, чтобы оборотень не напал на них. Вот он, настоящий.
Дар смерти,
Воскрешающий камень. Я опять зарыдала.
Сириус, Гарри Олдман – такой уверенный, с вечной бравадой и мягкими глазами.
Римус, только что погибший и лежащий там, в большом зале, где его мертвая рука почти касается руки Тонкс.
Родители Гарри. Душераздирающий разговор.
Разговор с Дамблдором дал немного отвлечься (я даже успела заметить, что Рэдклифу очень хорошо без очков), а потом сцена с
Нарциссой Малфой. Хотя в фильме она сама подошла, а не была послана, пардон, тупым Темным лордом, не понимающим, что мать ради своего ребенка наплюет на все войны мира, получилось сильно, и видно, что ее волнует только Драко, а не приказы. Смерть Бэллы тоже сделана, как надо – она, по сути своей, так же глупа, как и ее любимый лорд; напала на девочку на глазах ее матери, не рассчитав, что за такое ее никакое заклинание не спасет.
Финал трогательный и замечательный: Волдеморт разлетается, как сожженная бумага, как прах того, что нужно вычеркнуть и забыть; забыть его имя вовсе и помнить его, как всего лишь Тома Рэддла – недалекого мальчика, возомнившего себя тем, кем он никогда не станет, потому что так и не понял, что правит не страх, внушаемый последователям, а то, что люди способны жертвовать собой, любить и прощать. И перечеркнута нелепая вражда между учениками разных факультетов – Драко улыбается Гарри, спустя почти двадцать лет, а сына Гарри зовут в честь слизеринца.