Ну что ж, пора бы и бабужке Донован, что ли, высказаться о новом альбоме некогда одной из её любимых групп. Немало времени зрела у меня сия рецензия, прямо как у Маяковского сказано: «долго ходят, разомлев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения». Честно говоря, поначалу было у меня намерение высрать супер-мега-разгромную рецу на Endless Forms Most Beautiful, поскольку первые впечатления были, мягко говоря, не ахти. Но я решила дать себе время. Послушать немного, дать возможность своему отношению и восприятию вызреть. И ситуация несколько изменилась в пользу мосье Холопайнена. На самом деле, 27 марта – хуже даты оф.релиза и вообразить нельзя для аудитора: клиенты закрывают финансовый год, работать приходится и по вечерам, и иногда даже по выходным. В таком состоянии и настроении я бы, простите, даже новый альбом Краллер (будь таковой реален) возненавидела, не то что нечто другое. Ну да ладно, это в прошлом. А у меня сформировалась достаточно взвешенная позиция.
Думаю, потрековый разбор я делать не буду, не в моём это стиле. А сделаю-ка я традиционно. Плюсы и минусы разложу по полочкам. И по-бухгалтерски выведу итоговое сальдо.
Итак, покатили.
Минусы.
Начну с них. Их для меня предостаточно. Это и пресловутая вторичность, и самоповторы, и отсутствие каких-то свежих идей. Традиционно. Что можно сказать о таких песнях, как
Shudder Before the Beautiful, Yours Is an Empty Hope и титульной композиции
Endless Forms Most Beautiful? Это просто нечто, сделанное не то что даже с кальки предыдущих работ. Это как продукция, выпущенная из полуфабрикатов. Вот есть у производителя, допустим, куча болванок-заготовок. Все они стандартно-одинаковые, выполненные в одном ключе. А тут и там их пообтесал, какую-то форму придал – вот тебе готовое изделие из болванки. У меня такое впечатление оставили вышеупомянутые вещи. Ноль идей, ноль оригинальности. До смехотворности избитые гитарные риффы, сто раз раньше слышанная структура песни, ничего интересного, ничего впечатляющего. Да, оговорюсь сразу – я веду речь о музыкально-композиторской составляющей. Тексты Мотаса разбирать и всерьез воспринимать его «концепции» - это вообще смехотворное занятие. Опустим эти псевдонаучные околодокинзовские изыскания, фиг бы с ними. Однако, надо признать, я бы простила все перечисленные косяки, будь в этих упомянутых песнях внятные и цепляющие мелодии. Но нет же. Куда-то они испарились, и все, что я слышу, – это серая невзрачная унылость, ничем особенно не цепляющая. Вот это я отмечаю для себя применительно ко всему альбому в целом как главный косяк (еще более существенный, чем самоповторы и вторичность) –
отсутствие действительно годных мелодий.
Вот слушаю я эти все шаддеры и эндлесс формы и просто не могу поверить, что это найтвиш. Мой найтвиш, который я любила столько лет. Ничего общего уже практически не осталось с теми временами. И не верится даже, что
Gethsemane, Sacrament of Wilderness и гениальная в своей незатейливой мелодической простоте
Sleeping Sun принадлежат перу того же самого композитора. Почти все связующие нити утеряны. Ну, лично для меня. И, конечно, если абстрагироваться от этих многочисленных
memories fall, отринуть их и воспринимать презент-дэй найтвиш (бай зе вей, как это парузске?) как совершенно новую группу, группу без прошлого – тогда да, типа норм. Вроде бы все на месте. И претензий быть не должно. Ну и еще Shudder более-менее внятна по мелодии, припев в принципе цепляет, он интересен, его можно петь вместе с Флор. Ну, соло там гитарное намекает на то, что в группе имеется какой-никакой гитарист. Как по мне, так в любом митоле (даже вторичном и плохоньком) наличие гитарного соло дает дополнительные бонусы музыке (вспомните Трахины стопицот писем!).
Однако этого мало. К группе, которая в твоей жизни столько лет, которая сформировала определенные ожидания от всей остальной музыки в данном стиле, заниженных требований быть не может.
Далее о минусах. Это конкретно убившие меня композиции
Weak Fantasy и
Yours is an Empty Hope. Признаться, не люблю столь агрессивные по настрою композиции найтвиш. Не люблю попытки Флор «бруталить». Не люблю невнятные и неинтересные (имхо, конечно, лишний раз упомяну, что имхо) мелодии. Я в принципе-то не против брутала в музыке. Люблю многие жёстко играющие группы, многие зубодробильные композиции. Но – не в найтвиш, опять же. Для меня найтвиш был чем-то действительно музыкально инносенсным. Мелодичным, более мягким, лишенным ора и воплей. И ладно бы Хиетала. От него чего ещё ждать. Из альбома в альбом орёт так, что аж в горле у него что-то булькает. Я смирилась с этим ужасом. Но тут вообще, я смотрю, идиллия. И Хиетала себе не изменяет, и новая мотасовская «сирена» гудок по полной программе раскрывает. Когда я слышу её ор “Yours! Is! An! Empty! Hope!”, сопровождаемый бессмысленными и беспощадными гитарными эмппу-риффами, я невольно думаю, что такая Флоха идеально бы подошла в качестве вокалистки в «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Вещать о том, что «нет никакого космоса и не было даже при Сталине» (с). Вот там такая манера исполнения была бы к месту. Но никак не в найтвиш. Просцици.
Одно счастье – такой Флор на альбоме мало. В считанных песнях. И слава труду, а то бы весь альбом я быстренько отправила в корзину.
Продолжим о минусах. Что еще не нравится – это дудки Троя. Не нравятся они мне давно и активно. Но если в том же Элане они ещё терпимы, то вторая часть
My Walden (песни, которая мне в принципе покатила и мелодически, и по манере пения Флор) – это сущий ад и Пакистан. Просто сферический пукан в вакууме. Практически никогда не могу дослушать эту фолковую фигню до конца, всегда тянет перескочить на следующую песню.
Еще минус – это эпик. 24 минуты не пойми чего. Оставил он у меня очень рваное какое-то впечатление. Местами чисто мелодически есть куски, которые даже нравятся, особенно тот (ближе к концу), где идет речитатив Докинза. Но в целом песня показалась мне никакой. Слушать ее не тянет, вникать в ее «великий смысл» - тоже. Никогда не любила, допустим,
Song of Myself. Но вот ЭТО – это имхо не в пример более уныло. И – увы – совершенно мимо.
Ну ладно, теперь поговорим о плюсах. Они тоже имеются и, как по мне, - достаточно весомые.
Плюсы.
Первый плюс – наличие кошерных песен с цепляющими и хорошими мелодиями. Из таковых выделю в первую очередь
Elan. Я так и чуяла, что этот милый сингл будет являть собой едва ли не лучшую песню на альбоме. И я не ошиблась. В контексте целостного альбома песня звучит не так уныло, как отдельно от атмосферы диска. На самом деле, ну зачем изобретать велосипед – все гениальное просто. С «гениальным» я, разумеется, загнула. Ибо до гениальности Элану как до Китая раком. Но, тем не менее, песня радует. В целом. Мягкая, легкая, с приятной мелодией, не перегруженная лишним инструменталом. Отлично исполненная вокально. Слушать ее тянет, мелодия запоминается и крутится в голове. Что еще нужно для хита?
Далее выделю
Edema Ruh. Вот это та песня, которая, наверное, больше всего имеет для меня связи с прошлым найтвишем, со старой эрой. Отсылает в те времена, когда Мотас был еще инносенсным юнцом и не успел нарыбачиться с Тони Каккой.
Отличная спокойная песня с офигенной мелодией в припеве. Душевно исполненная Флохой. Не перегруженная ненужными элементами тоже. Очень котирую и переслушиваю.
Ну и еще об одной песне скажу. Неожиданно, но для меня она стала одной из лучших песен у Мотаса ИВИР. И это
Our Decades in the Sun. Во-первых, выбрана очень правильная тема. Нужная, важная. И понятная каждому из тех, у кого родители уже, к сожалению, немолоды. Музыкально реализована идея, по-моему, потрясающе. Атмосфера песни, структура, эта замечательная быстрая часть с тягучими чуть взвизгивающими в окончании гитарными риффами. Текст, признаться, мог бы быть глубже как-то. А то, честно говоря, все эти «ай’лл би вейвин эври тайм ю лив» создают мимолетное, но все же довольно устойчивое впечатление того, что посвящение маме-папе писал не взрослый лоб, неплохо владеющий английским, а человек с ЗПР или синдромом дауна.
Впрочем, я обещала не касаться текстов, так что это последнее замечание такого плана. Применительно к анализируемой песне хочу сказать еще вот что. Согласна с теми, кто считает, что атмосфера песни несколько мрачна и печальна, словно бы Маэстро со своими родителями уже попрощался. Да, было бы, может, уместнее дать песне больше света (как это было в
Meadows of Heaven). Но хозяин – барин. Композиция от этого ничуть не страдает. И может, в чем-то даже и выигрывает.
Но главный плюс Our Decades in the Sun (и, по ходу, не только её) – это
Флоха. Это то, как Флоха исполнила песню. Как передала эмоции и настроение. В частности, за последний припев я готова ей просто памятник при жизни поставить. Это же почти как Святая Краллер для меня! Тронула просто до глубины души, до кишок и печёнок своим исполнением.
И вообще, хочу сказать о главном плюсе альбома, в моем восприятии. Это поистине луч света в темном царстве, как говаривал мосье Островский в своей «Грозе». И этот яркий луч (почти прожекторный) – Флоха. Флоха, Флоха и еще раз Флоха. Не думала никогда, что Я такое скажу, но она просто прекрасна. Там, где не орёт. Где не быкует и не форсирует свою глотку. Что в балладе, что в Элане, что в Эдема Ру и Уолдене – Флор Янсен просто прекрасна. Вот ТАКАЯ Флоха ("сдувшаяся", сбавившая обороты, может, даже и сиплая, чёрт с ней) – она мой идол. И пусть говорят, что ее заткнули и задвинули. И пусть твердят, что вокально она плоская и безжизненная. Мне по фигу, ибо для себя я знаю: ТАКАЯ Флор мне нравится просто до отупения. Я вообще обожаю, когда такие мощные голоса, как Флор, как Мануэла или Диана, раскрываются в подобном «тихом» русле. В той манере, которая им чаще всего несвойственна. И спасибо огромное Мотасу за то, что он сумел заставить это орущее чудовище петь так, что оторопь берёт (в хорошем смысле). Так что для меня главная радость нового альбома – как раз манера пения Флор (в большинстве композиций).
Да, и ещё два плюса выделю. Во-первых, оркестра всё-таки стало меньше, и это не может не радовать. Во-вторых – меньше стало
Хиеталы. Просто потрясающее новшество. Жду, когда его не будет совсем. Это даст стопицот очков в плюс новому релизу лично для меня.
Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать еще вот что. Клёво было слушать альбом, не имея никаких серьёзных ожиданий. Клёво было осознать после прослушивания, что вовсе и не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, что её там нет. Не нужно ждать мегасмысла и мегашедевра от композитора, который оставил лучшие годы своего творчества в прошлом и сейчас видит «творчество» в набодяженных из прошлых заготовок композициях. Нынешний найтвиш и тот, где Гефсимания и Вишмастер, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Всё изменилось. Реки времён унесли прочь былое, и их течение принесло новую жизнь. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что нынешний найтвиш – это нечто совершенно иное. И кардинально отличающееся от того, что было раньше. Он мало имеет общего с той музыкой, с тем миром, в который я влюбилась когда-то одной солнечной весной более 10 лет назад. Но всё-таки это найтвиш. Это как любимая футбольная команда, которая в последний раз завоёвывала чемпионский титул стопицот лет назад и с течением времени скатилась в унылые середняки. Нынче всё, что от неё осталось, - это брэнд, само название клуба. А все те люди, которые когда-то в прошлом ковали для неё победы, - они и остались в прошлом. Остались в истории клуба. Но ты по-прежнему болеешь за своих, по-прежнему ждёшь чего-то и радуешься тухлой победе над каким-нибудь убогим «Торпедо», потому что это твой любимый клуб…
И вот кто-то тут (Инна, вроде бы) писал выше о том, что новый альбом в большей степени продолжает канву работ старой эры. И словно бы ни ДПП, ни Имаджи никогда и не было. А я вот не соглашусь. В моём восприятии всё иначе. По мне, так и ДПП, и Имаджи лезут изо всех щелей. Пустая надежда до неприличия напоминает Мастер Пэшн Грид, Уолден рождает ассоциации с «Вертай вже мне мои слиозки взад!». И само звучание, сама стилистика альбома такова, что мне вот не верится, что когда-то были
Century Child,
Wishmaster и особенно
Oceanborn. Да, это замечательное слово упоминается уже в первой строчке открывающей релиз композиции, но как тут не вспомнить поговорку «Сколько ни говори «халва» - во рту слаще не станет». Можно вставлять слово «оушенборн» (и даже, простигоспаде, «оушенсоул») через каждую строчку – сути это не изменит и к корням, так сказать, не приблизит. Да и не нужно это, думаю. Прошлое – в прошлом. Сейчас – новая эра. Все мы помним и знаем, ога…
И всё-таки спасибо Мотасу за этот альбом. Честное слово, он нравится мне, в общем и целом, гораздо больше Имаджинарума, который задолбал своими откровенно чуждыми мне сказками уже на третьем прослушивании. И даже любимая Нетти не спасла.
Так что общее сальдо альбома - пожалуй, всё-таки в плюс