Vera_Donovan писал(а):
А БХГ - с моей точки зрения, более весомый трофей, потому что он подытоживает итог работы спортсмена на протяжении целого сезона. Не в отдельно взятой гонке, где может быть и фарт, и ошибки соперников и тд. Это - показатель УРОВНЯ спортсмена. Показатель стабильности. Показатель умения работать не на одну-две гонки, а на протяжении длительного периода времени.
Это всё безусловно верно. Однако позвольте дополнить. Кроме Большого Глобуса, на мой взгляд, не менее важен Кубок Наций. Потому что БХГ - это, безусловно, мерило стабильности и достижений - но только отдельно взятого спортсмена. Он может быть чудесен и даже гениален, но он вряд ли сможет вытянуть на себе всю сборную на вершину. Я обожаю выступления Домрачевой, которая в одиночку сделала всю нашу женскую сборную... но значат ли все её победы, что в Белоруссии "золотой" биатлон? Нет, пожалуй. Зачёт Кубка Наций - он, именно он и только он показывает работу не отдельного спортсмена, а
сборной. Спортсменов - поодиночке и в четвёрке, тренеров - и по стрельбе, и по беговой, сервисёров, врачей, массажистов, техников, директоров, президентов и менеджеров... эффективность всей биатлонной системы страны.
И что у нас в Кубке наций?
У мужчин: 1993 - бронза; 94 - серебро; 95 - бронза; 96 - золото; 97 - серебро; 98-2006 - бронза; 2007 - золото; 2008 - серебро; 2010 - серебро; 2011 - бронза. У женщин результаты были выше - с 97-го года результат был ниже второго только однажды, в недоброй памяти 2009-м.
В этом году - пока - за Россией оба золота в зачётах Кубка Наций.
То есть биатлон у нас есть, и он не такой слабый, как могло бы показаться. Спортсмены работают по-разному. Но
сборная работает качественно.
...Но здесь мы и подходим к тому, что из этого логически вытекает. Сборная даёт результат выше, чем отдельно взятые спортсмены из неё. Это значит, что основные претензии и требования - именно к спортсменам. Ни к кому иному. Домрачева могла бы по своему результату топать ножкой на всю белорусскую группу тылового обеспечения. От Гараничева или, простихосспади, Слепцовой это выглядит несколько, не подберу цензурного слова… ну, пусть будет «забавно».
Но это не значит, что
вся ответственность лежит на спортсменах. На надо стрелять в пианиста – он играет так, как умеет. Что, не знали мы, что Богалий-Титовец, может быть, устойчива и надёжна – но никогда в ней не было нойнеровского или тихоновского биатлонного гения, и была она уверенным и надёжным третьим (не по этапам, а по значению) номером в сборной? Да знали всё это прекрасно. Что, только мы замечали, что Слепцова много звездит? Да не только. Или что у Маковеева точность стрельбы до трёх четвертей попаданий не дотягивает? Тоже все это видели.
Только с кем работать-то?
Претензии, по-моему – они не к тренеру. И даже не уверен, что к руководству сборной. Они – к руководству СБР. И касаются
стратегии. На мой взгляд, принципиальными для сборной всегда являются четыре вопроса:
1. какова задача команды на текущее время (этап и сезон);
2. какова задача команды в среднесрочной перспективе (2-3 года – период полной «вкатки» на ротации);
3. каким образом следует совмещать текущую и среднесрочную задачи;
4. способен ли состав сборной выполнять стоящие перед ней задачи.
Мне кажется, что в настоящий момент в России отсутствует стратегическое планирование по 1 и 3 пунктам.
Со вторым всё ясно, и, наверное, задача вопросов не вызывает ни у кого – успешное выступление (какое понимаю как первое место, на худой конец – второе, но с выигрышем либо мужской, либо женской сборной, в Сочи в медальном зачёте).
С первым – по-моему, тут никакого планирования нет и быть не может. Потому что все требуют результат здесь, сейчас и немедля. Оно, может, и верно. Но из кого этот результат выдавливать, когда в той же женской сборной лучшая – Зайцева, при том, что с её ходом на лыжне, не на стрельбище, делать против троицы Нойнер – Бергер – Домрачева, собственно, и нечего? А дальше – сексуальная и никому не обязанная Слепцова и иже с ней… Нельзя из спортсмена выжать больше, чем он способен показать.
С третьим тоже всё плохо в силу первого. Лично мне кажется, что среднесрочные задачи важнее текущих, поскольку задают перспективу; биатлонисты – это вам не Роберто Карлос, Свендсена вместе с Нойнер в сборную России, увы, не купишь… Впрочем, допускаю и работу на текущий результат – это ярко, показательно, престижно; как, наверняка, радовались словенцы результатам Фака, а? Хотя очевидно, что далеко идущих планов у них в сборной нет. Но в наше сборной нет ориентации ни на то, ни на другое. То мы «готовимся к Олимпиаде», то «вкатываемся в сезон», а то «Света приехала на этап отдохнувшей и готовой побеждать». Вот пока из трёх вариантов не будет избран один, а все остальные не начнут рассматриваться как вторичные по отношению к нему – так и будет у нас в сборной бардак, уж попомните моё слово.
Ну и, соответственно, о составе сборной тут говорить тоже не приходится. Как можно определить состав, если не определены задачи? К Олимпиаде надо, наверное, было натаскивать молодёжь, пусть даже забив временно на этапные медали. Для текущего результата – не устраивать чехарды с третьими и четвёртыми номерами сборной. Если честно – пусть лучшие тренеры сидят на трибуне – но мне вообще кажется, что именно в преддверии Сочи оптимальным решением был бы разгон по углам всей первой сборной, и набор молодёжи. В 2009-м. После всем известных событий. И дальше – если бы смогла Зайцева войти по результатам в обновлённую команду – исполать ей. Нет – ну что же, мавр сделал своё дело.
Но сделано не было ни того, ни другого. Возможно, это я слепой. Но пока в сборной совершенно не прослеживается стратегия – а её, ещё раз подчеркну, сборная должна не формировать, а реализовывать, а формировать должны большие дяденьки, которые и ответственность понесут и за успехи, и за провалы. По большому счёту, мне всё равно, будет ли этим дядей Прохоров, Тихонов, Ростовцев или Чёрт Лысый. Важно, чтобы он был. А вместо этого ответственный убер-баскетлонист России вот чуть не прямо говорит: вы там покантуйтесь без меня, я, может, вообще уйду.
Он-то уйдёт. Шаг некрасивый, но спасающий от возможной критики до её начала. Он уйдёт, а сборная – без стратегии – останется в Сочи. И, боюсь я, ничего ей уже не светит. Остался один сезон. А с кем работать – непонятно. Профукали-с.