«Пушечное мясо. Город большой пушки»
Жанры: драма, фантастика
Режиссёр:
Кацухиро Отомо
Сценарист:
Кацухиро Отомо
Продолжительность:
22 минуты
Тут уже проявляется другая грань Отомо, который на сей раз выступил и сценаристом и режиссёром. Предыдущий фильм отчётливо напомнил юмористические эпизоды «Акиры» - сцены в парламенте и полицейском участке. Эта же вещь едва ли чем-то похожа на главную работу Кацухиро. Тут нет атмосферы анархии и чувства мира на грани Апокалипсиса, зато есть ощущение необъяснимой тревоги и напряжённого ожидания. Нас отправляют в путешествие по утыканному пушками городу-крепости, окружённого плотной завесой тумана, где регулярно звучат известия об успехах военных, хотя никто и никогда в глаза не видел вражеский город. В отличие от предыдущих историй нам не дают ни имён, ни названий – получается своего рода обыгрывание распространённого приёма «в городе N.», который позволяет абстрагироваться и избавиться от ненужной в данном случае конкретики. Вряд ли это «антимилитаристическая агитка», слишком обще всё раскрывается. Даже местный алфавит и то какую-то «сборную солянку» напоминает – где-то куски от английского, где-то от немецкого, где-то от…древнегреческого. А уж некоторые визуальные элементы и вовсе немецкой военной машиной отдают, правда, догитлеровской скорее. Продолжая тему визуальную надо сказать, что дизайнерские решения ну нисколько не похожи на привычные для Кацухиро. Можно было бы сказать, что он поработал над внешностью «Вонючей бомбы», но это явно не его стиль. От характерной для него стилистики осталось только специфическое изображение деформации дыма, пара, пыли и прочих частиц, а также взрывов. Я, кхм, даже затрудняюсь сказать, на что эта стилистика вообще похожа…так как ничего подобного раньше не видел. Можно с уверенностью сказать только две вещи – она явно не «японская» и она явно карикатурная. А последняя характеристика особенно отчётливо проявляет себя минуты за две до конца (самая короткая из новелл, кстати)… Задники преимущественно статичные - динамика создаётся движением камеры. Крупные планы венчают кульминацию той или иной сцены, что тоже весьма интересно.
Но вернёмся к нашим баранам, пушечному мясу то есть. Несмотря на то, что это карикатура, в ней не нет никакого юмористического или сатирического элемента, что для карикатуры, надо сказать, странно. Наоборот, несмотря на специфический внешний вид, нам во всех деталях показывают один день из жизни города им. Зигмунда Фрейда. Этот акцент на желании показать «один день из жизни» сделан во всём, даже в том, как работает камера – тут и в помине нет «клиповой нарезки», пресловутая камера плавно поворачивает и перемещается вслед за ключевыми для той или иной сцены персонажами и предметами. Как тогда делается переход между сценами, чтобы не нарушить плавность монтажа? Да очень просто. Настолько просто, что даже не представляю, насколько сложно было до этого додуматься – либо месяцами сидеть и раздумывать, либо надеяться на озарение… Объяснить не берусь – смотреть надо. Музыка не менее странна и меняет своё настроение, как фигуры перетекают в калейдоскопе.
Но вернёмся к. Детализация тут как раз не в рисовке наблюдается, хотя сцены часто достаточно насыщены множеством избыточных деталей. Авторы во всей красе показывают обычный рутинный день – могу лишь предположить, что именно его отображение, точнее, отображение нашего с вами «безликого мирового общества», безыдейности жизни серой массы обычных людей, и являлось их целью. Хотя это лишь одно предположение – ассоциативный ряд тут может быть очень богат… Так вот. Рабочие, ученики в одинаковой форме. Работа и обед строго по часам – да что там, жизнь по часам. Не нужно показывать ещё один период «от рассвета до заката», дабы стало понятно, что паропанковый городок так и проживает свою жизнь день за днём. Попытка повлиять на власть имущих через профсоюз не засчитывается. От толп рабочих на фабриках, заводах и «заряжающих» на пушках отличаются лишь «стреляющие». Преимущественно лишь из-за…особенностей своей работы. Хотя наверняка в их обществе они приравниваются к элите. Апогеем этой рутины становится показ подготовки орудия к выстрелу, причём во всех деталях. К концу эпопеи с зарядкой становится немного грустно за рабочих, которым приходится повторять эти механистичные операции изо дня в день…ради чего, собственно?
На деле это карикатура лишь по форме. По содержанию – антиутопия. Почему «анти» уже сказано. Почему «утопия» - да потому что и дубине понятно, что недолго бы протянул город без торговли с внешним миром. Гипербола как она есть. Хотя, что нам известно об окружающем мире? Есть якобы ещё один город, вражеский, со стороны которого на дома действующих лиц не упало ещё ни одно ядро…и не более того. Едва ли даже пресловутая элита знает, существует ли этот город на самом деле. Может быть, это просто уловка для того, чтобы поддерживать моральный дух рабочего класса, производящего блага для высших слоёв? Или вдруг этот город вовсе не является вражеским? А, может, это всё Матрица и всех нас того, надули? А на весьма обоснованный вопрос сынишки папа отвечает стандартной родительской отмашкой. Ещё вопрос, кстати, кто больше является ребёнком – взрослые, играющие в «войнушку» или дети, искренне желающие вырасти? Правда вот, в данном случае мальчик хочет не «как папа», а «лучше чем папа». Быстрее, выше, сильнее. Чем не стимул? Кто-то что-то всегда делает …только не всегда ясно ради чего или кого.
…В конце-концов нас всё же слегка обломали, неудачно подобрав музыку для закрывающих титров… :grin:
Фактически, «Воспоминания» берут начало из «Карнавала роботов» и «Нео-Токио», которые сделаны точно по тому же принципу. Отомо, видимо, некомфортно в сериальной ипостаси, которой он предпочитает либо полный, либо короткий метр. Как я уже заметил выше, это действительно больше походит на сборник рассказов молодых талантов. На тот момент практически все из перечисленных в съемочной бригаде людей как раз и были молодыми и неопытным. Тот же Сатоши Кон ещё не был знаменит ни «Идеальной синевой», ни «Актрисой тысячелетия», ни «Агентом паранойи», ни самой новой своей работой. Если обратить внимание, кстати, то отчётливо видно, что у некоторых элементов сценария Perfect Blue ноги растут именно из истории об оперной диве. Это не хорошо и не плохо, это констатация факта. Но, так или иначе, не вижу ни малейшего смысла оценивать эти три новеллы как нечто единое. А все желающие посчитать средний балл могут воспользоваться калькулятором.
Оценка «Магнетической розы»: 10\10
Оценка «Вонючей бомбы»: 8\10
Оценка «Пушечного мяса»: 10\10